ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА КОЛЫМЕ В ПРЕДВОЕННЫЕ И ВОЕННЫЕ ГОДЫ
При использовании материала ссылка на сайт обязательна.
На Колыме уже в первой половине 30-х годов прошлого века велась активная оборонно-массовая работа по подготовке к отражению любого военного нападения, прежде всего со стороны империалистической Японии. Выявленные документальные сведения из архивных источников свидетельствуют, что в феврале 1933 года состоялась первая конференция Колымской организации Осоавиахима, в которую вовлекалось все взрослое население. На второй конференции, проходившей в августе 1934 года, Берзин Э.П., определил основную задачу организации – воспитание кадров ворошиловских стрелков.
В опубликованной газетой «Колымская правда» от 27 сентября 1934 г. статье «Научиться отлично стрелять» говорится «в условиях Колымы вопрос стрелковой подготовки приобретает особое значение. Это объясняется тем, что малонаселенные пункты и сравнительно небольшая численность потребуют большого напряжения при обороне от каждого трудящегося … Но стрелковая подготовка у нас приобретает особое значение еще и потому, что на Колыме существуют самые благоприятные условия к немедленному практическому применению стрелковых навыков и знаний на деле. Широкие возможности охоты на различного лесного и морского зверя в свою очередь должны стать, да уже и являющихся стимулом к развитию стрелкового дела и роста количества и качества стрелковых кружков, так как охота на Колыме является одним из видов и способов извлечения пушных и мясных богатств края…». Непосредственно в Магадане были организованы кружки по овладению пулеметом, по противовоздушной и санитарной обороне, подготовлены мотоциклисты и планеристы.
Начальником Нагаево-Магаданского гарнизона Берзиным Э.П. в январе 1939 года в целях быстрейшего приведения в боевую готовность частей и подразделений устанавливались следующие сигналы тревоги: «секретный – особое распоряжение через нарочных, открытый – тревожные гудки МЭС (Магаданская электростанция) в течение трех минут, воздушный – три протяжных гудка МЭС в течение одной минуты». Этот же приказ предписывал «Из членов Осоавиахима сформировать одну стрелковую роту, личный состав которой, при необходимости, вооружить оружием военной охраны и погранотряда. За счет лиц, неподготовленных к ведению боевых действий, сформировать дегазационную команду, снабдив ее приборами».
Показателем успехов в оборонно-массовой работе является тот факт, что к февралю 1937 году получили значки ПВХО - 1095 колымчан, звание «Ворошиловский стрелок» 1 и 2 ступеней – 477 человек, подготовлены 55 планеристов и 15 авиамотористов. В это время работало 35 кружков ПВХО (противовоздушная и противохимическая оборона), 35 стрелковых, 4 планерных и 2 пулеметных кружков.
По данным Центра хранения современной документации Магаданской области к 19-й годовщине РККА (Рабоче-Крестьянская Красная Армия) в феврале 1937 года проведена Всеколымская оборонно-производственная эстафета, в финале которой участвовали 157 человек, в том числе 24 женщины, из Магадана, Олы, Тауйска, Армани, Ямска, Уптара, Балаганного, Таскана, Эльгена и других поселков. Участники состязались в искусстве стрельбы, управлении собачьей упряжкой, оленьей нартой, хождении на лыжах. Лучшие были награждены серебряными портсигарами, мелкокалиберными винтовками и другими призами.
В вышедшем 22 апреля 1937 года номере газеты «Советская Колыма» сообщалось: «На днях в Магаданской больнице были проведены две операции во время условной «газовой атаки». Врачи, все помогавшие им и больные надели противогазы…. Первый на Колыме опыт работы хирургов в противогазах вполне удался».
В годы Великой Отечественной войны руководством Дальстроя проводились широкие мероприятия по подготовке вольнонаемного и лагерного населения к противовоздушной и противохимической обороне. В соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР о всеобщей обязательной подготовке к противовоздушной обороне населения, начальником Главного управления строительства Дальнего Севера НКВД СССР Никишовым И.Ф. 07 июля 1941 г. подписан приказ, в соответствии с которым в учреждениях и на предприятиях в трехдневный срок были созданы команды местной противовоздушной обороны. Четвертый параграф данного приказа обязывал руководителей «личный состав обеспечить противогазами, а команды МПВО – всеми необходимыми средствами противохимической защиты». Из населения Магадана были сформирован стрелковый полк и другие оборонные подразделения. Начальником Нагаево-Магаданского пункта МПВО был назначен Дьяконов. При штабе МПВО создаются шесть специальных общегородских команд, которые занимались вопросами связи и оповещения, охраны порядка и безопасности, восстановлением, а также химическая, медико-санитарная и противопожарная команды. Одновременно приказом Никишова И.Ф. от 23 июля 1941 г. были утверждены «Правила поведения населения, движения транспорта, производства торговли, работы учреждений, учебных заведений, зрелищных предприятий, мероприятия по светомаскировке и пожарные мероприятия в г. Магадане и его окрестностях при воздушных нападениях с объявлением воздушной тревоги». В данном приказе было сказано «Виновные в нарушении настоящего приказа подлежат привлечению к судебной ответственности по законам военного времени».
Документы свидетельствуют, что уже в июле-августе 1941 г. в Магадане проводились учебные тревоги, проверки светомаскировки в жилых домах и учреждениях. Руководство Дальстроя обязало предприятия на случай военных действий разработать два варианта эвакуации, предусматривающие, в первом случае, вывоз в суточный срок «наиболее важных предметов оборудования и ценностей с обязательным учетом того, что вывозятся самые ответственные части всех видов оборудования, без которых все оборудование, остающееся после первых суток вывоза, делается непригодным для использования». Во втором – «вывоз в течение первых трех дней после получения распоряжения об эвакуации комплектно наиболее ценного оборудования и материалов, и выведения из строя остального оборудования…» (Приказ по Дальстрою № 00129 от 26 декабря 1941 г.).
Все эти мероприятия проводились параллельно с укреплением позиций относящегося к береговой обороне Тихоокеанского флота Нагаевского сектора береговой обороны. Несколько батарей боевых орудий и манипуляторный отряд стояли на защите бухты Нагаево и торгового порта, также одна батарея располагалась в 2 км от мыса Ольский, преграждая вход в бухту Гертнера.
В 1941 г. для улучшения местной противовоздушной обороны имелось 25 участков, объединенных в шесть районов, 80 групп самозащиты, в которые входили 2568 человек. Летом 1943 г. городскому штабу МПВО стали подчиняться Армань, Балаганное, Ола, Атка, Хасын. Из постановления бюро ГК ВКП(б) от 28 июня 1943 г. следует, что «в группах самозащиты районов подготовлено личного состава по специальностям всех звеньев около 10-ти тысяч человек». Активно велась не только всеобщая обязательная подготовка населения к противовоздушной обороне, но и в 38 низовых организациях Осоавиахима в Магадане готовились ворошиловские стрелки, значкисты ПВХО, авиамотористы, автомобилисты и мотоциклисты. Все военные годы часть магаданцев, подготовленных в системе Осоавиахима, уходила на фронт, а большая оставалась в боевом резерве Колымы, так как на период войны на вольнонаемных специалистов и основную рабочую силу – заключенных Севвостлага, была наложена «бронь».
Так развивалась Гражданская оборона в предвоенные и военные годы на Колыме.
Материал подготовлен сотрудниками ПСЦ