ПЕРВЫЕ ШАГИ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЖАРНОГО ДЕЛА КОЛЫМЫ
История пожарной охраны Магаданской области уводит нас в начало тридцатых годов прошлого века, когда были заложены основы системы защиты от огня Магаданской области – государственной противопожарной службы. Деятельность пожарной охраны Магаданской области на первых этапах становления и развития была неразрывно связана с историей Дальстроя (Государственного треста по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы), а затем с Управлением Внутренних Дел Магаданского облисполкома.
По данной теме Пожарно-спасательным центром Магаданской области проводятся изыскательские работы в фондах архивов Управления Внутренних дел Магаданской области, Государственного архива Магаданской области, изучаются монографии ученых - исследователей истории Колымы, предоставленные библиотекой СВКНИИ. Основываясь на детальном изучении имеющихся на сегодняшний день архивных источников можно сказать, что точкой отсчета в истории противопожарной службы Колымы стал 1932 год.
В архивных материалах имеются сведения, что 26 января 1932 г. на внеочередном заседании Охотско-Эвенского бюро крайкома ВКП(б) принято решение «организовать противопожарную охрану», для чего «выделить во всех предприятиях (ЦМЗ (объединение «Цветметзолото», АКО (Акционерное Камчатское общество), Интегралсоюз и других) определенных лиц, отвечающих за противопожарную охрану». Затем, была организована пожарная охрана Дальстроя, которую до 10 марта 1932 г. возглавлял «тов Мулянов», а затем «тов. Попов М.М. с окладом содержания 450 руб. в м-ц». Приказом директора Дальстроя Берзина Э.П. утверждено Положение об Управлении треста «Дальстрой» и штаты управленческого аппарата, согласно которым пожарная охрана входила в состав комендатуры Управления делами Дирекции Дальстроя. Также в Положении определены основные задачи пожарной охраны, “...Предметом ведения пожарной охраны является изыскание и проведение всех противопожарных мероприятий на территории треста и обеспечение борьбы с возникшими пожарами”. 21 октября 1932 г. Лившиц Я.С., заместитель начальника треста, издал приказ, в котором говорилось: «В целях обеспечения свободного проезда пожарному обозу при пожарных тревогах, при выезде такового на занятия или при других следованиях в том или ином направлении, предлагается всем рабочим автотранспортного гаража, конного двора и других предприятий во избежание несчастных случаев… давать беспрепятственный проезд по дорогам, сворачивая в сторону. Лицам, едущим на лошадях, сходить с таковых и брать под уздечки своих лошадей».
В целях поднятия дисциплины в пожарной охране и ее боеспособности приказом по дирекции Дальстроя в декабре 1932 г. пожарная охрана была военизирована. В личный состав входили как вольнонаемные сотрудники, так и из числа заключенных, отбывающих срок, многих из которых, в связи с недостатком кадров, освобождали досрочно.
Первый крупный пожар, в силу ряда причин принявший затяжной характер и продлившийся несколько недель, произошел в начале сентября 1932 года на правом берегу реки Магаданки. Небольшой штат пожарной охраны не смог противостоять неуправляемой стихии. Поэтому для тушения пожара была создана чрезвычайная тройка, возглавляемая «нач. ИСО тов. Афанасьевым» и мобилизованы “...дополнительные транспортные средства, людской состав, техперсонал и инструменты”. В конечном итоге пожар был ликвидирован.
Приказом Берзина Э. с 01 января 1933 г. пожарная охрана Дальстроя со всем наличием имущества, инвентаря и личным составом была включена в состав Севвостоклага. В ноябре этого же года приказом Берзина Э.П. для «наиболее полного обслуживания Магадана и Нагаево пожарной охраной» было утверждено штатное расписание военизированной пожарной охраны «в числе 160 штатных единиц» и включала она в себя штаб ВПО, Магаданскую ВПО часть, Нагаевскую ВПО часть. До 1936 г. производство работ по очистке дымоходов и труб в Нагаевскому и Магаданскому районам осуществляли 11 печников-трубочистой, входивших в штат пожарных частей, затем эти функции были переданы в ведение комендатур данных районов.
В январе 1934 г. за четкую работу Магаданской и Нагаевской пожарных частей, правильное руководство ими начальника ВПО Беренгофа и самоотверженность личного состава при тушении пожара, возникшего в этом же месяце в мастерской судостроения Мортрана, Беренгоф премирован отрезом на костюм и выделено 1200 руб. для премирования 23 отличившихся самоотверженных работников пожарных команд.
В целях создания единой пожарной организации в системе «Дальстроя» 29 ноября 1934 г. Алмазов З.А., уполномоченный НКВД СССР по Дальстрою, издал приказ об организации отделения пожарной охраны при отделе НКВД по Дальстрою, которое объединило пожарную охрану «следующих пунктов: Магадан-Нагаево, Тауйск, Ола, совхоз «Дукча», населенные пункты по трассе до Стрелки включительно». В связи с этим «комендантам Нагаево-Магаданского района, пос. Атка, пос. Мякит, начальникам доруправления ДС, Тауйского, Ольского сельхозкомбинатов, совхоза «Дукча» весь личный состав пожарной охраны, все пожарные и хозяйственные автомашины, пожарных лошадей, противопожарный инвентарь, оборудование, вещдовольствие, здания» приказывалось «в месячный срок передать в ведение начальника отдела НКВД СССР по ДС». Временным начальником отдела назначен «тов. Руденко по совместительству». Для укомплектования штата ПО Отдела НКВД по ДС, начальнику УРО УСВИТЛ НКВД было приказано в месячный срок выделить в распоряжение начальника НКВД по ДС работников следующей квалификации: «бухгалтер – 1, завхоз – 1, кладовщик – 1, лиц, способных занять должности: начальников пожарных команд и караулов – 5, пожарных рядовых – 55, завгара (автомеханик) – 1, шоферов – 1, печников-трубочистов – 11, поваров – 3 (всего 79 ед.). В этом же документе говорится, что «отправку на «материк» лиц из состава Пожарной охраны Отдела НКВД по ДС из числа бывших лагерников, отбывших срок заключения – без ведома начальника ОНКВД по ДС не допускать.
В связи с ростом производственной деятельности Гостреста ДС, развертыванием промышленного и гражданского строительства в глубинных пунктах, увеличением количества объектов, подлежащих обслуживанию по линии пожарной охраны на периферии, необходимостью проведения на местах профилактических мероприятий по борьбе с лесными пожарами, приказом по Отделу НКВД по «Дальстрой» в мае 1936 года при производственных подразделениях создана сеть добровольных пожарных дружин. Из числа подготовленных пожарных работников были выделены для руководства работой добровольных дружин инструктора и начальники ДПД. Всего образовано 29 дружин, в т.ч. Ягодное, 90 км, 152 км, Атка, Мякин, Стрелка, Спорный, Талон, Балаганное, Дукча, Ола, Эльген, Сеймчан, Талая. Для начальников ДПД с 25 апреля по 04 мая 1936 г. краткосрочные курсы начальников ДПД в количестве 31 человек по изучению мотто-помпы, ручных насосов, пенных огнетушителей и другого противопожарного инструмента, а также по ведению профилактической работы ВПО – дали первые кадры работников, освоивших пожарное дело. Окончившим на отлично и хорошо объявлена благодарность с занесением в личное дело.
В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 07 апреля 1936 г. о государственном пожарном надзоре и городской пожарной охране, приказом Уполномоченного НКВД СССР по Дальстрою – пожарная охрана в 1937 г. передана в ведение управлений и предприятий Дальстроя с оставлением за УНКВД по Дальстрою инспекторских функций по пожарному надзору. Этим же приказом утверждены штатные расписания для всех подразделений пожарной охраны управлений Дальстроя и номенклатуры должностей и окладов работников пожарной охраны.
В воспоминаниях, относящихся к 1936 году, ветеран пожарной охраны Горовой Моисей Константинович рассказывает: “Каменных домов было всего два: телеграф и торговая база. А кругом палатки. Брезента не хватало, крыли палатки разноцветным ситцем. Так и назывался тогда поселок - “ситцевый городок”... Зимы были страшные: морозы, пурги, заносы. Рукавную линию снегом обкладывали, чтобы не замерзла. Дороги то и дело приходилось чистить вручную. Обвязывали лицо тряпкой, оставляли щели для глаз, для рта и работали. Машины были старые, открытые, ПМГ-1, 2... Но мы жили одной жизнью с поселком: вместе со всеми боролись с заносами, разгружали пароходы, ведь наше лето не ждет, строили стадион”.
Руководство и инспектирование всех подразделений пожарной охраны на территории деятельности треста «Дальстрой» в 1937 году были возложены на вновь созданную инспекцию пожарной охраны в составе 8 штатных единиц.
В 1938 году произошло объединение пожарной охраны, находящейся в ведении Управления Мортрана, с охраной г. Магадана, находящейся при управлении комендатуры Нагаевско-Магаданского района. В это же время начальником ПО Нагаевско-Магаданского района назначен Петров Борис Харитонович.
Галина КОРДАК – ведущий специалист Пожарно-спасательного центра
При использовании материала ссылка на сайт и автора обязательна.