ПОЖАРНАЯ ОХРАНА КОЛЫМЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 30-х – 40-х годах ПРОШЛОГО ВЕКА
В предыдущей публикации мы рассказывали о первых шагах в деле создания пожарной охраны в середине 30-х годах прошлого века. В дальнейшем пожарное дело Колымы развивалось следующим образом.
В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 07 апреля 1936г. «О государственном пожарном надзоре и городской пожарной охране», приказом Уполномоченного НКВД СССР по Дальстрою – пожарная охрана в апреле 1937г. передана в ведение управлений и предприятий Дальстроя. За УНКВД по Дальстрою остались инспекторские функции по пожарному надзору. Этим же приказом утверждены штатные расписания для всех подразделений пожарной охраны управлений Дальстроя и номенклатуры должностей и окладов работников пожарной охраны.
В это время понадобилась серьезная координирующая сила, способная организовать в системе Дальстроя надежный заслон производственных объектов от огня. Поэтому руководство и инспектирование всех подразделений пожарной охраны на территории деятельности треста «Дальстрой» с апреля 1937 году были возложены на вновь созданную в составе УНКВД инспекцию пожарной охраны в составе 8 штатных единиц. Инспекция непосредственно контролировала выполнение правил, инструктажей и технических норм по пожарной безопасности, проверяла исполнение проектирующими организациями требований пожарного надзора при строительстве промышленных и гражданских сооружений, занималась подготовкой командного и технического состава пожарной охраны и многими другими вопросами. Уже в тридцатые годы в летний период происходило больше пожаров, чем в другое время, часть из которых была вызвана деятельностью людей. Поэтому руководство Дальстроя предварительно заботилось о подготовительных мероприятиях. «С практики прошлых лет установлено, что в летний период были частые и большие лесные пожары в районе деятельности Дальстроя и принесли громадные убытки государству, уничтожив дорогостоящий для освоения края строевой лес с сотнями гектаров. Чтобы пожары не застали нас неподготовленными, необходимо немедленно обратить самое серьезное внимание на организацию при Управлении ДС, производственных точках и лагподразделениях кладовые с непзапасом пожарного инвентаря и оборудования».
В июле 1938 года произошло объединение пожарной охраны, находящейся в ведении Управления Мортрана, с охраной г. Магадана. Все строения, пожарный инвентарь, автомашины и личный состав, все отпущенные средства переданы в управление комендатуры Нагаевско-Магаданского района. В это же время начальником ПО Нагаевско-Магаданского района назначается Петров Борис Харитонович.
Среди изученных различных документов, касающихся истории государственной противопожарной службы Колымы, особый интерес представляет исторический формуляр пожарной части по охране объектов Магаданского морского торгового порта. Часть неоднократно переименовывалась, но задачи у нее оставались прежними – защита от огня стратегически важного для всей Колымы объекта. В первоначальной записи, сделанной со слов старшего стивидора (старшего рабочего на портовых погрузочно-разгрузочных работах) Топилина Н., работавшего в порту со дня образования части, говорится о том, что профессиональная пожарная охрана порта Нагаево была сформирована в 1939 году. На вооружении имела». Сгорели семь складов, механическая мастерская и другие постройки, погибли 90 человек, ранено и обращалось за медицинской помощью 535 человек, из них госпитализировано 222 человекаавтомобиль ПМЗ-1 и пожарный катер «Пожарный», который заменен в 1943 г. на пожарно-рейдовое судно «Гастелло». Численность личного состава из вольнонаемных и заключенных первоначально составляла 43 человека. Пожарную охрану порта возглавлял старшина тов. Вольвич. Обращает на себя внимание запись о том, что 19 декабря 1947 года в 10 часов утра на рейде бухты Нагаево произошел взрыв на судах со спецгрузом, пришедших из Ванино. Из различных документальных источников нам известно, что при взрыве погибли и утонули два парохода Министерства Морского Флота СССР «Выборг» и «Генерал Ватутин», образовавшейся 10-метровой волной нанесены повреждения трем пароходам, разрушены многие сооружения в порту, начались массовые очаги пожаров. В докладной записке «О результатах предварительного расследования причин катастрофы, происшедшей 19 декабря 1947 г. в порту «Нагаево», подписанной и.о. начальника Дальстроя МВД СССР, генерал-майором Семеновым, сказано, что «из раскаленных осколков и горящих деревянных частей, упавших в порту образовалось 13 очагов пожаров и 7 очагов торфяных пожаров возникло на сопке, расположенной рядом с портом. Для тушения пожара был вызван весь гарнизон г. Магадана.
Из-за того, что маневренности и движению пожарных машин сильно мешал лед, выброшенный при взрыве на территорию порта, пожар удалось потушить только к 16 часам 19 декабря. Во время операции погибли шестеро пожарных, сгорел один автомобиль. Данную информацию подтверждают и слова бывшего капитана порта Нагаево Федорова П.Л. С его слов, после данного трагического происшествия построено новое пожарное депо, автопарк пополнен автомобилями ПМЗ-2 и ПМЗ-3, численность личного состава выросла до 83 человек. Пожарные этой команды охраняли от огня и прилегавший к территории порта жилой поселок Бер-мыс, расположенный на сопке, куда на высоту 80 метров и прокладывались пожарные рукава, также принимали участие в тушении крупных пожаров в г. Магадане.
Изучая историю крупных пожаров, произошедших на территории края, нельзя не вспомнить трагический случай, произошедший на пароходе «Джурма», перевозившим грузы для Колымы и заключенных из Владивостока в Нагаево. Газета «Советская Колыма» писала 29 сентября 1939 г. «В конце августа на пароходе «Джурма» возник пожар. Экипаж судна под руководством капитана парохода тов. Захарова и помполита тов. Попова в весьма сложной обстановке проявила организованность, самообладание и дисциплинированность. Пожар был быстро ликвидирован. Пароход прибыл в Нагаево с минимальными потерями груза». В приказе от 23 сентября 1939 г. по Дальстрою объявлена благодарность всему экипажу судна и рекомендовано «Начальнику Управления морского транспорта лейтенанту госбезопасности тов. Корсакову премировать членов судоэкипажа, наиболее отличившихся при тушении пожара и ликвидации его последствий».
Приказом по Главному управлению строительства Дальнего Севера НКВД СССР в 1940 году, в связи с передачей Пожарной охраны всех объектов в районе деятельности Дальстроя на Колыме в систему Севвостлага НКВД СССР, команды, караулы и посты ВПО на местах подчинены в административном и оперативном отношениях соответствующим начальникам лагерных подразделений Севвостлага НКВД СССР. Все подразделения ВПО Нагаево-Магаданского района перешли непосредственно в подчинение начальнику отдела ВПО УСВИТЛа НКВД.
В годы Великой Отечественной войны функции органов государственной власти в области пожарной безопасности не изменились.
Пожарная охрана живет и работает под всеобщим лозунгом страны - «Все для фронта, все для победы!». Многие колымчане, в том числе и сотрудники пожарной охраны, с первых дней войны подавали заявления с просьбами об отправке на фронт. В личных делах отдельных сотрудников того времени нередко присутствует запись «Уволен по собственному желанию с выездом на фронт». Личный состав пожарной охраны принимал активное участие в проведении различного рода общественных работах, осуществляли сбор средств в фонд обороны.
В условиях военного времени решение важнейших проблем было связано с усилением противопожарных мероприятий. 08 июля 1944 г. состоялось специальное заседание городского комитета ВКП(б), посвященное данному вопросу. В докладе «О состоянии противопожарной охраны в г. Магадане и его окрестностях» говорилось «27-го мая 1943 года на 10 клм, вдоль линии железной дороги в течение 2-х дней горела площадь в 170-га… В результате плохого применения искрогаситейлей на паровозах летом прошлого года возникли 5 лесных пожаров и 2 – в 1944 г. Имелись случаи загорания от неосторожного обращения с огнем в лесу на сборке ягод, на сене и дровозаготовках. Например, пожар на дровозаготовках кожзавода по причине оставленного окурка папиросы рабочим дровозаготовок, 28-го июля 1943 года – большой пожар на Магаданской лесной даче (Каменушка), где в течение 8-ми дней горела площадь в 360 га…». В общей сложности в течение лета 1943 г. в окрестностях г. Магадана произошло 10 больших лесных пожаров и только в течение пяти месяцев 1944 г. 38 случаев возникновения пожаров в самом Магадане». В целях усиления профилактических мероприятий по предупреждению возникновения пожаров, сохранности народнохозяйственных объектов была активизирована деятельность добровольных пожарных дружин, сотрудниками ВПО регулярно проводилась разъяснительная работа по усилению мер пожарной безопасности с использованием газет, радио и бесед с населением. Аналогичные меры активно принимались и в послевоенное время. Так, Директивные указания начальника Главного Управления НКВД по Дальстрою от 02 апреля 1949 г. обязывали начальников районных инспекций военизированной пожарной охраны развернуть широкую массовую разъяснительную и агитационную работу среди населения в жилом секторе, а также на предприятиях и в учреждениях по предупреждению пожаров. Данным документом было предложено «По всем фактам злостного преднамеренного не выполнения требований Военизированной пожарной охраны по Дальстрою вести тщательное расследование и виновных лиц привлекать к уголовной ответственности».
Предшествующим этим мерам приказом по Дальстрою в марте этого же года было утверждено положение об общественных уполномоченных по пожарной безопасности в жилом секторе и цеховых противопожарных боевых расчетах, создаваемых для защиты от огня промышленных объектов. Так, в решении исполнительного комитета Среднеканского районного Совета депутатов трудящихся от 12 апреля 1949г. значится «… уполномоченными по пожарной охране в селах района утвердить Винокурова П.Т. (с. Таскан), Вензель К.И. (с. Эсчан), Винокурова И.В. (с. Оротук), Сыромятникова А.В. (с. Сеймчан), Шадрина Г.И. (с. Балыгычан), Дьячкова С.М. (с. Нелемное) …Предложить уполномоченным по пожарной охране до 25 апреля 1949 г. в каждом селе создать пожарные дружины».
Так, согласно документам, хранящимся в архиве УМВД по Магаданской области, Государственном архиве Магаданской области, монографиям ученых - исследователей истории Колымы, предоставленным библиотекой СВКНИИ ДВО РАН, происходило становление пожарного дела на Колыме во второй половине 30-х и в 40-е годы двадцатого века.
Галина КОРДАК – ведущий специалист Пожарно-спасательного центра
При использовании материала ссылка на сайт и автора обязательна.