НАДЕЖНЫЙ ТЫЛ ПОЖАРНОГО ГАРНИЗОНА
На протяжении минувших трех с половиной столетий, в условиях любых политических формаций, труд пожарного всегда был нужен людям. По первому зову, получив сообщение о пожаре, огнеборцы вступают в бой с огненной стихией, спасают людей, здания, имущество. И это происходит каждый день. Труд пожарного можно назвать «обыкновенным подвигом». О людях этой героической профессии слагаются песни, снимаются фильмы, пишутся хвалебные статьи. К сожалению, очень часто забывают замолвить слово о тех, кто обеспечивает боеготовность пожарных частей. В Пожарно-спасательном центре Магаданской области есть подразделение – Пожарная часть технической службы, занимающаяся обеспечением и ремонтом пожарных цистерн, автолестниц, мотопомп, пожарно-технического вооружения.
Помните старые фильмы, в которых пожары тушили всем миром – ведра с водой передавали друг другу целой деревней или улицей? А сейчас знакомые всем красного цвета машины доставляют к месту пожара дежурный караул в составе 5-6 человек, до 10 тонн воды, при этом достигая скорости до 80 км.час. Благодаря современным автолестницам огнеборцы могут подняться на высоту 10-этажного здания. Все технические средства, стоящие на вооружении пожарных подразделений центра - г. Магадана, Ольского, Хасынского, Тенькинского, Среднеканского, Омсукчанского и Северо-Эвенского районов, необходимо содержать в постоянной готовности. Ведь каждый новый вызов к месту пожара – очередное соревнование со стихией на скорость. Мелким ремонтом приходится заниматься на местах водителям, а вот сложные неполадки исправляют в технической службе непосредственно в областном центре.
Изучая историю подразделения, мы выяснили, что в приказе начальника Управления Министерства Внутренних Дел Магаданской области от 23 июля 1956 г. об объявлении штатной расстановки личного состава ОВПК-2 (технической службы) г. Магадана перечислено замещение 21 штатной единицы. Обращает на себя внимание наличие трех единиц пожарных, кузнеца-медника, станочника. В то время команду технической службы возглавлял капитан Колтуновский Николай Васильевич, которого в октябре сменил младший лейтенант Спицын Иван Митрофанович. В настоящее время в службе работают свыше сорока человек различных специальностей, прежде всего, это слесаря по ремонту автомобилей, водители, сварщики ручной сварки. Возглавляет подразделение с момента его последнего преобразования в 2005 году Сергей Воробьев, прошедших путь от рабочего по ремонту пожарной техники до руководителя. Общительный, открытый, душой болеющий за вверенное дело, молодой начальник части с воодушевлением рассказал о повседневной, на первый взгляд, работе подразделения.
- Работая в отделе информации, и по должности интересуясь работой служб пожарной охраны и поисково-спасательных подразделений, мне интересно узнать больше о Вашей службе. Скажите, какие основные направления работы части?
- Прежде всего, это техническое обслуживание и ремонт пожарной и спецтехники, пожарного и технического оборудования и вспомогательного автотранспорта. Занимаемся также хранением и обеспечением материалами, специнструментами и оборудованием пожарных частей не только в г.Магадане, но и районах области. В 2009 году наше подразделение перевели в здание по ул. Пролетарской-110а. Силами подрядных организаций и личного состава здание было реконструировано, восстановлены ремонтные цеха, служебные помещения, которые обязательны для ремонтного депо. В настоящее время служба, обеспеченная технической базой и квалифицированными кадрами, работает в полную силу и успешно решает поставленные перед ней задачи.
- Сергей Иванович, с простым автомобилем неполадки случаются частенько, а тут, когда «на колесах» круглые сутки, семь дней в неделю и эксплуатация по максимуму, пожарные автомобили работают на износ. Какие чаще всего поломки происходят с техникой? И какова особенность пожарных машин?
- Их главная особенность - они не должны ломаться. И это зависит, прежде всего, от отношения водителей к технике, но есть причины, которые не подвластны людям. Например, если обычную машину заведешь, дождешься, пока она прогреется на морозе, то пожарному автомобилю такая «роскошь» не выпадает – некогда. Хотя «технология» без прогрева и педаль газа до упора, конечно же, уменьшает моторесурс автомобиля. Но что поделаешь, таково его предназначение – прежде всего спасение людей.
- На Ваш взгляд, из современных марок пожарной автотехники, какая больше всего подходит для нашего региона, и есть ли такие машины в наших пожарных частях?
- Для наших сложных климатических условий, на мой взгляд, больше всего подходит автоцистерна АЦ 7,5-40 (4320) на базе шасси «Урал». Эта мощная машина обладает высоко проходимым шасси, а объем цистерны позволяет использовать её в маловодных районах. В расширенной кабине машины комфортно размещается пожарный караул в полном боевом снаряжении. Расположение насоса в кабине увеличивает срок его службы и более удобен для управления в зимнее время. Номинальная подача воды 40 литров в секунду. И самое главное – она укомплектована спасательным оборудованием, что очень важно для работы в районах, где нет поисково-спасательных подразделений. В прошлом году две подобные машины ушли в поселки Армань и Омсукчан. Полный технический парк всех подразделений центра, с его различными службами и районными филиалами составляет 60 пожарных машин и 35 других специальных и вспомогательных автомобилей. И каждый из них в свое время поступит к нам для ремонта.
- Могли бы вы выделить лучших работников подразделения? Думаю, ваша оценка им будет приятна, да и другим будет на кого равняться.
- В нашем коллективе большая часть работников – это высококлассные специалисты с большим стажем работы. Из лучших, хочется отметить лучших: Андрей Литвинчук, Владимир Сузов, Людмила Гузаревич, Владимир Бояршинов, Фарит Шагиев, Владимир Чернуцкий, Игорь Мельниченко, Елена Куприенко. У каждого специалиста своя зона ответственности. Например, за сердце автомобилей – двигатель, за шасси, систему питания отвечает Чернуцкий В., в ведении Сузова В. - рулевое управление, система смазки, силовая передача, ходовая часть. Правда, такое распределение действительно только на бумаге, на практике во все вникают сообща – дело-то общее.
Владимиры Сузов и Чернуцкий – коллеги, рабочие по ремонту пожарной техники, можно сказать, в квадрате, дружат уже не один год. Кстати, даже в пожарную охрану пришли почти одновременно – в начале 80-х годов уже прошлого века. Приобретали специальность слесаря в ГПТУ № 9 г. Магадана, служили в рядах Советской Армии. За многолетний добросовестный труд в системе и в связи с 20-летием со дня образования МЧС России оба в 2011 году награждены медалью «ХХ лет МЧС России». У Сузова В. за годы работы в трудовой книжке 61 запись о поощрении за добросовестный труд.
Самый большой общий трудовой стаж, около 50 лет, среди работников коллектива, у водителя 1 класса Владимира Бояршинова и сорок лет у электросварщика ручной сварки Фарита Шагиева. До работы в пожарной охране Бояршинов В. много лет работал в системе сельского хозяйства области. За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства в 1975 году награжден «Бронзовой медалью ВДНХ. Трудятся в нашем коллективе и женщины, одна из них заведующая складом Людмила Гузаревич работает в пожарной охране 30 лет. В ведении Людмилы Николаевны большое складское хозяйство, в подчинении два кладовщика. От этого подразделения зависит обеспечение запасными частями пожарной техники филиалов ПСЦ, расположенных в районах. В её отсутствие мы, как говорится, остаемся без рук. Всю свою профессиональную деятельность Гузаревич Л. ведет активную работу в профсоюзе, о чем свидетельствует поощрение Почетной грамотой областного комитета профессиональных союзов.
- В России около 100 праздников разных профессий в году, даже не профессий, а целых отраслей, включающих в себя огромное разнообразие сфер приложения труда. Сергей Иванович, что бы вы пожелали своим коллегам и уважаемым ветеранам в профессиональный праздник — День пожарной охраны?
- Трудности и проблемы сегодняшнего дня хорошо знакомы работникам пожарной охраны. Но, несмотря на напряженные трудовые будни и опасности, подстерегающие их в работе, сотрудники с достоинством и самоотверженностью выполняют возложенные на них обязанности. Люди ценят и уважают свою работу, считают её одной из самых важных и необходимых, а в таком коллективе и работать легко.
От всей души поздравляем всех представителей этой героической профессии, а также ветеранов пожарной охраны, отдавших большую часть своей жизни делу спасения людей от огня. Желаем счастья, крепкого здоровья, благополучия и дальнейших успехов в нелегкой службе и чтоб как можно реже звучала тревожная сирена пожарной машины.
А от отдела информации, пропаганды и связи с общественностью ПСЦ автору этих строк хочется добавить, что работники пожарной части технической службы, действительно, сотрудники пожарной охраны, от профессионализма и личных качеств которых не в меньшей степени зависит жизнь каждого из нас. И поверьте, в них легко отыскать все тот же боевой дух, тот же задор и незлобный юмор, что и в огнеборцах.
В процессе подготовки материала я встретилась со старейшими работниками части. Меня поразила их скромность, с которой, начиная с порога, каждый говорил о необходимости написать статью непосредственно о пожарных, и мне приходилось убеждать в значимости, на их взгляд, «обыкновенной», работы в авральном режиме. С теплотой вспоминали об ушедших на пенсию ветеранах Николае Дороше, Андроновых Александре и Анатолии, руководившим частью в 80-е годы, о том времени, когда выезжали на сенокос и всем коллективом отмечали профессиональные праздники, о деревянной пожарной каланче на бывшей территории по ул. Советской, которую со временем сменила бетонная башня.
Оба Владимира Сузов и Чернуцкий вспоминали из истории пожарной охраны операцию по тушению пожара, произошедшего 1993 году на судне «Комсомолец на Амуре», шедшем с Камчатки в корейский порт Пуссан и вынужденном зайти в порт г. Магадана. В одном из отсеков судна, забитым упаковочной тарой, произошел пожар, а в соседнем отсеке находились емкости с горючим. На тушение пожара был поднят весь гарнизон города. Огнеборцам пришлось не только тушить открытый огонь, но и охлаждать соседнее помещение, чтобы бочки с горючим не взлетели на воздух. Сотрудники технической части доставили в порт и обеспечили работу пожарно-насосной станции, способной подавать 110 литров воды в секунду. Оперативность и слаженность различных служб позволили предотвратить распространение огня по всему судну и человеческие жертвы.
А знаете ли Вы…. Первые отечественные пожарные автомобили появились в 19-ом веке. Конечно, им далеко до современных, но на заре 20 века русская техника тушения пожаров считалась одной из лучших. Не зря же именно в России впервые стали использовать пену для тушения пожаров, и именно в нашей стране был разработан и испытан пенный огнетушитель. Вот такое интересное прошлое у пожарной службы.
Галина Кордак
Ведущий специалист отдела информации ПСЦ