ИСПЫТАНИЕ СЕВЕРОМ
История Колымы убедительно свидетельствует о преемственности спасательного дела в регионе. Пусть до момента создания первого поисково-спасательного отряда в 1998 году в Магаданской области, как и во всей стране, не было официальных структур, которые занимались бы спасением людей, предотвращением чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, но спасательные работы проводились с момента освоения северо-востока страны.
Одними из первых ЧС, описанных в документальных источниках, являются авиационные катастрофы. Одна из них произошла 22 января 1936 года. Из Нагаевского аэродрома Магадана на Усть-Утиную вылетел самолет СССР Х-45 Поликарпов Р-5 под управлением летчика Николая Сергеевича Снежкова. На борту самолета находились бортмеханик Иванов, пассажиры М.Г. Перов и И.М. Гольдфарб, работники дирекции Дальстроя.
Вплоть до Атки самолет держался трассы. Дальше появилась облачность, вследствие чего пришлось отклониться от трассы и идти от нее с левой стороны. Из-за густого тумана на реке Колыма, самолет не мог лететь к Усть-Утиной, пришлось повернуть обратно. И так как время было уже 4 часа дня, усиливалась облачность, сгущались сумерки, встал вопрос о том, что нужно сделать где-нибудь посадку.
В рапорте И.М. Гольдфарба, адресованном заместителю начальника отдела НКВД по Дальстрою А.С. Горину, говорится: «Шли мы вдоль реки Бохапчи и заметили домик, что указывало на присутствие людей. На самой реке Бохапче мы не могли снизиться из-за больших наледей, пошли немного дальше, и летчик Снежков решил произвести посадку на притоке реки Бохапчи – Чехала. Сверху действительно казалось, что этот приток очень ровный. В момент, когда самолет коснулся земли, мы все почувствовали толчок вверх и, как потом выяснили, толчок этот получился оттого, что левая лыжа самолета наскочила на замаскированное снегом бревно, отчего левая лыжа сломалась при следующем прикосновении земли, самолет развернуло и повернуло вмиг сверху вниз. От первого толчка бортмеханик разбил себе переносицу. Когда самолет перевернулся, мы все, плотно прижавшись друг к другу, не получили никаких серьезных ударов, но зато очутились в положении головами вниз, а ногами вверх. Через несколько минут мы все поняли наше положение, но никто ничего не мог сделать, даже повернуть руки для того, чтобы расстегнуть от шеи теплые вещи, так как, повторяю, все мы тесно прижались друг к другу.
Снежков Николай Сергеевич – третий слева.
Примерно через час после катастрофы Перов издал слабый крик: «Задыхаюсь!» – и его тело как-то осело. В это время летчик Снежков при помощи бортмеханика Иванова пытался раздеться и вылезть через окно самолета. Это удалось ему проделать только по истечении полутора часов после катастрофы. Выкарабкавшись из самолета, Снежков достал в самолете топор и начал рубить фюзеляж, вытащил бортмеханика Иванова, после чего они вместе вытащили из самолета Перова. Когда Перов был вытащен, я почувствовал сразу облегчение и моя голова вылезла в окно, и я оказался на улице». К сожалению, Петров был мертв и все предпринимаемые меры не дали положительных результатов.
На поиски самолета в районе Черного озера был отправлен второй самолет Дальстроя, а также послано до 50 лыжников-тунгусов, охотников и участников разведывательных партий.
Спустя два часа потерпевшие крушение развели у самолета костер и провели у самолета до утра. В 7 часов утра, сняв компас с самолета, забрав с собой провизию, все тронулись в путь, держа направление на север. Из-за глубокого снега далеко уйти им не удалось. Люди были обессилены от всего произошедшего и сильного мороза до 50 градусов и глубокого снега. Однако им повезло, в два часа дня они заметили движущихся в их направлении местных жителей, как их ранее называли тунгусов, на оленьих упряжках. Выстрелами из нагана и криками привлекли их внимание, и, приблизившись к ним, поисковики забрали мужчин на нарты и повезли на склад оленесовхоза – «Бохапча», находившийся от места аварии примерно в 12 километрах. Отдохнув два дня, все тронулись в путь на оленьих нартах, предварительно сняв с самолета все приборы, которые в дальнейшем были доставлены в Магадан.
Авария самолета СССР Х-45 Поликарпов Р-5 не принесла Н.С. Снежкову каких-либо административных взысканий. Он еще несколько лет продолжал полеты, выполняя самые ответственные задания руководства Дальстроя. И он это делал с большим постоянством, преодолевая довольно большие расстояния по еще неизведанным трассам за сравнительно короткое время.Так, в самом первом номере журнала «Колыма» за 1936 год в рубрике «Колыма за два месяца» было помещено короткое, но емкое сообщение. В нем говорилось: «В мае летчик Дальстроя Н. С. Снежков поставил рекорд: за 8 летных часов Снежков покрыл расстояние в 1600 километров: Магадан – Столбовая – Магадан. Оттепель сильно затрудняла взлет с аэродрома. Снежков и бортмеханик Бордовский премированы».
Однако, в февраля 1938 г. Сергей Николаевич был обвинен в том, что, «являясь участником антисоветской, вредительско-диверсионной повстанческой организации под руководством руководителей организации Калныня, Старевича (ныне репрессированных), выводил из строя самолеты, при авариях которых было две человеческие жертвы. В момент вооруженного восстания должен был доставлять оружие повстанцам и перебрасываемых для подавления восстания чекистов высаживать в местах засады повстанцев». Тройка УНКВД по ДС постановила: «Снежкова Николая Сергеевича – расстрелять».
Подготовлено отделом информации Пожарно-спасательного центра по материалам всемирной сети интернета.