ДАЖЕ ТВЕРДАЯ ВОДА ОШИБОК НЕ ПРОЩАЕТ
На потрескавшийся лед не стоит выезжать, даже когда он очень толстый. Лучше на лед вообще не выезжать.
Несмотря на неоднократные предупреждения СМИ об опасности выезда и выхода населения на лед, заядлые рыбаки продолжают выезжать на личном автотранспорте на ледовые образования водных объектов. На протяжении многих лет фиксируются случаи проламывания льда на прибрежном припае Охотского моря и попадания автотранспорта и людей в полыньи и трещины.
Практика показывает, что призывать не ездить, бесполезно. И если вы все же решились на столь рискованный поступок, то существуют некоторые правила и способы более безопасного перемещения по льду на автомобиле.
Вот несколько правил подсказок, которые, возможно, спасут вас от холодной купели.
Свойства льда и его визуальное обследование.
Прочность льда можно определить визуально: лёд голубого цвета – прочный, а прочность льда белого цвета в два раза меньше. Лёд, имеющий оттенки серого, матово-белого или желтого цвета является наиболее ненадежным. Такой лёд обрушивается без предупреждающего потрескивания. Исследования механических свойств ледяного покрова показывают, что прочность морского льда примерно на 25% ниже прочности речного льда.
Ледовое поле промерзает не однородно. Есть зоны тонкого льда и наоборот, необходимо иметь четкое представление о таких границах безопасности. Например, в бухте Гертнера особенно не надежны устье р.Магаданки, район м. Красный, о. Кекурный, кромка припая, это территории повышенной опасности для выезжающих на лед рыбаков-автомобилистов.
Алгоритм действий в опасных местах.
Ни в коем случае нельзя выезжать на лед в темное время суток и при плохой видимости в туман, снегопад, метель.
Если вы попали на опасный участок льда, пробурите серию лунок и промерьте лед по предполагаемому маршруту.
Первый враг водителя на льду - это снежный буран, следы на льду заметает мгновенно, можно потерять дорогу, залететь в торосы, или перемет из снега, для борьбы с которым нужны лопата, веревка.
Съезжать на лед нужно плавно и двигаться только по заранее выбранному направлению на промежуточных передачах при средних оборотах коленчатого вала двигателя.
Следуйте по накатанным маршрутам, так как лед в этих местах уже проверен автомобильной нагрузкой. Не сворачивайте на непроверенный участок, можно попасть на более тонкое полотно, в заметенную снегом трещину или майну.
Двери автомобиля необходимо держать приоткрытыми, а на хэчбеках, универсалах и микроавтобусах лучше передвигаться с открытым багажником, потому что, как правило, заднюю дверь изнутри открыть нельзя. В случае экстренной ситуации задний выход должен быть всегда доступен для эвакуации. Машина в воду под лед опускается двигателем вниз, и вода затапливает заднюю часть автомобиля в последнюю очередь. Известны случаи в бухтах Гертнера, Нагаева, Мелководной и в районе о.Недоразумения, когда погибших людей обнаруживали в багажных отсеках. Двери автомашины не должны быть блокированы центральным замком, и каждый пассажир должен быть готов немедленно покинуть автомобиль в случае опасности.
Самое опасное передвижение по ледовому образованию на транспортных средствах с высокой тоннажностью, а также с большим количеством пассажиров и багажом. Выезд на лед на перегруженных машинах сопряжен с наибольшей вероятностью проваливания под лед, даже если в целом сформировался толстый ледовый слой припая. Владельца автомашин обязательно необходимо иметь пару широких досок, прочный трос, большой длины и опытного штурмана с хорошим зрением.
Передвижение таких средств должно происходить группами по 4-5 автомашин. Это очень важно на тот случай, если транспортное средство проваливалось передним мостом в трещину, и благодаря следующим за нам автомобилям можно вытащить из нее с наименьшими потерями, быстро зацепив тросом и вытянув медленно проседающую машину.
При выходе в район лова, необходимо быть в визуальном контакте с членами своей команды, в случае необходимости придти на помощь, или в кратчайшие сроки всех собрать для эвакуации, в связи с изменением погодных или иных опасных условий. Все члены команды должны понимать серьезность положения и действовать слаженно в сложных ситуациях, подчиняясь дисциплине и под руководством опытного рыбака.
Не берите с собой на рыбалку друзей в алкогольном опьянении и не допускайте распитие спиртных напитков в процессе рыбной ловли, так как алкоголь притупляет чувство опасности.
Что же делать, если вы все же оказались в тонущем автомобиле?
При проваливании под лед автомобиля, необходимо немедленно покинуть его и отбежать на несколько метров в обратном направлении маршрута.
Если дверь не удается открыть из-за кромки поверхностного льда, погружаясь в воду, продолжайте ее толкать, пока она не освободится от преграды, при этом наберите в легкие воздух и задержите дыхание. После открытия двери, немедленно покиньте автомобиль и всплывайте на поверхность, пока полынья находится над вами. 1
Поднявшись на поверхность, вспомните, с какой стороны вы ехали - там будет самый прочный лед. На него и необходимо выбираться. Выбравшись из воды, катайтесь по снегу, он впитает в себя часть влаги. После чего бегом направляйтесь к другим машинам или жилым домам, дабы не получить переохлаждение и обморожение.
И главное - как и в любой кризисной ситуации - самообладание. Ведь запаниковав, мы сами для себя начинаем представлять опасность. При правильной и спокойной эвакуации можно избежать жертв!
Пожарно-спасательный центр Магаданской области призывает любителей подледного лова проявлять осторожность и не подвергать свою жизнь опасности, выезжая на автотранспорте на лед.